пятница, 30 октября 2015 г.

Дидактические игры на формирование синтаксической стороны речи



Младший дошкольный возраст
 
Игра «Сосчитай воробьев»

Цель: учить согласованию существительного с числительным.
Материал: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.
Ход игры
     Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа http://litterus.ru/index.php  <13.10.15>


Игра «Кто сумеет похвалить»

Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Материал: картинки с изображением: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Ход игры
      Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку». 
     Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др. 
    Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.
 
Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа http://litterus.ru/index.php  <13.10.15>


 Средний дошкольный возраст

Игра «Кто интересней придумает»

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Материал: Флажки, значки.

Ход игры
Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа http://litterus.ru/index.php   <13.10.15>


Игра «Добавь слова»
Цель: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры
«Сейчас я скажу предложение.  Например,  «Мама шьёт платье». Как ты  думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое,
оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
Предложения для игры:
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.

Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа http://litterus.ru/index.php  
<13.10.15>  

Старший дошкольный возраст
Игра «Распутай слова»


Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Материал: карточки со словами.

Ход игры

Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
 

Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа http://litterus.ru/index.php  <13.10.15>

Игра «Справочное бюро»

Цель: учить распространять простое предложение однородными определениями, дополнениями.
Материал: фото или картинки с изображением домашних птиц, их птенцов; вывеска «Справочное бюро».
Ход игры

Игровые действия: создать словесный портрет взрослой домашней птицы, узнать птицу по описанию.
Воспитатель. Ребята, бывает, что дети могут потеряться. Что надо делать в таких случаях?  (Ждать маму на одном месте, обратиться к продавцу, милиционеру и т.п.)
В нашей игре маленькие птенцы потеряли своих  родителей. Они обратились в «Справочное бюро», но не знают имена родителей, зато знают, чем те занимаются. Выбирайте себе картинку с птенцом, роль которого вы хотите исполнять.
У «сотрудников бюро» имеются все картинки с изображением взрослых домашних птиц. Он по вашему описанию узнает, кто ваши «родители».
Например: «Мой папа большой, драчливый, задиристый, важный, разноцветный, хвост, гребешок и бородка. На его лапках есть острые шпоры. Он очень рано встает, кричит свою песню: «Ку-ка-ре-ку!».
Если «сотрудник бюро» угадывает ответ, то отдает вам соответствующую картинку. В данном случае – картинку с изображением петуха.
- «Моя мама большая, белая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У нее широкие красные лапы, как ласты. Она любит щипать траву и плавать на пруду. Она громко зовет меня: «Га-га-га!»».
- «Моя мама толстенькая, пестренькая, с тонкой длинной  красной шеей, с коротким, но пышным разноцветным хвостом. Она  зовет меня вот так: «У-лу-лу, у-лу-лу!»».
- «Мой папа – красивый и гордый. Его хвост похож на павлиний. А таких красивых перьев не найти во всем птичнике. У него тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородой. Когда он меня зовет, то кричит» «У-лу-лу, у-лу-лу!»». И т.д.
Игра продолжается со сменой ролей. 


Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа http://litterus.ru/index.php  <13.10.15>  

Комментариев нет:

Отправить комментарий