четверг, 20 августа 2015 г.

Дидактические игры на развитие словаря



Младший дошкольный возраст

Игра «Накроем стол к чаю»


Цель: ввести в словарь детей названия предметов посуды.

Задачи: активизация словаря, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.
Оборудование: Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.
Ход игры
Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа http://tmndetsady.ru/dlya-vas-roditeli/news6301.html <28.04.15>


Игра «Чудесная коробка»

Цель: Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).
Задачи:
1. Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход).
2. Учить составлять целое из частей.
3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы.
Оборудование. Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта.
Ход игры
Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.
Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей.  Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.

Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа http://tmndetsady.ru/dlya-vas-roditeli/news6301.html  <28.04.15>
 
Средний дошкольный возраст
 


Игра "Найди родственников"

Цель: развитие у детей представлений о родственных связных слов, овладение навыком подбора родственных слов, уточнение и активизация словарного запаса.

Материал: карточки с изображением нужных для игры предметов: чайник, листья, хлебница, снеговик, моряк, рыба, рыбак, море, снег, хлеб, лист, чай.


 Ход игры

Разложите картинки. Предложите детям назвать картинки. Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку, которая называется родственным словом. Подберите пары слов по смыслу например:

Чай-чайник

Лист-листья

Хлеб-хлебница

Снег-снеговик

Море-моряк

Рыба-рыбак

Картинка поможет проверить выполнения задания. Для того чтобы установить родство слов, необходимо понимать их, уметь объяснять значения. Попросите детей составить предложения по картинкам. Можно придумать предложения по отдельным картинкам или используя пары родственных слов.

Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа http://tmndetsady.ru/dlyavas-roditeli/  <04.05.15>

Игра "Словообразование"

Цель: развитие словарного запаса у детей;

Задачи:

-научить отличать "родственные" по смысловому значению слова;

-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;

-воспитать простейшие навыки словообразования;

 Материал: предметные картинки своими руками.



Ход игры

Отгадай загадки. Найди и назови картинки-отгадки.
Объясни, из каких слов составлено каждое слово-отгадка.

Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?(самоЛЁТ)


Красивые колёсики
Там их обычно два.
Ещё на нём подножка есть.
Что это,детвора?(самоКАТ)

Руки в боки,как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита,и чайник-
Сам заварит,сам нальет.(самоВАР)


Есть у нас в квартире робот,-
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит,как лайнер:"Туу-у"
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет,не чихает...(пылеСОС)

Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа http://tmndetsady.ru/dlyavas-roditeli/  <04.05.15>


Старший дошкольный возраст

Игра “Бюро находок”


Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”.

Задачи: Образование существительных с уменьшительными суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета. Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.

Материал: карточки с изображением воробья, соловья, вороны, журавля, снегиря и т.д.
Ход игры
Умная птица, извольте спуститься.
Вы потеряли перо.
На желтой аллее, где клены алеют
Ждет вас находка в “Бюро”.
Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т.д.

Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа www.logoped.ru  <28.04.15>

Игра “Веселый поваренок”

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме «Продукты питания».
Задачи: Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Материал: мешочки с разной крупой (манка, гречка, пшено, рис).
Ход игры
Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.
“Мама каши наварила
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!”
Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.

Источник: [Электронный ресурс] – Режим доступа www.logoped.ru  <28.04.15>
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий